Виды и типы коробок переключения передач

Одна из важнейших частей транспортного средства – коробка передач. Понимание специфики ее работы поможет водителю избежать множества неприятных ситуаций на дороге и предупредить появление серьезных поломок. Но для того, чтобы разобраться в особенностях функционирования КПП, необходимо знать, к какому из разновидностей коробок передач автомобилей она относится.

КПП – агрегат, отвечающий за передачу крутящего момента по направлению от вала мотора к колесам, изменение скорости, нарушение связи между движком и трансмиссией в общем. Есть несколько вариаций КПП и каждая из них имеет свои особенности.

Все типы КПП объединяют некоторые схожие характеристики. Устройства оснащены шестеренками, а само число передач, как правило, составляет 4–6. Переключение осуществляется путем соединения шестерен в том или ином порядке. В этом процессе также принимают участие синхронизаторы и блокираторы шестерней вала. Синхронизаторы отвечают за стабилизацию скорости вращения и обеспечивают фиксирование валом ведомой шестерни.

Основные части КПП:

  • картер;
  • синхронизаторы;
  • механизм переключения;
  • валы.

Картер – система, включающая все узлы и главные части КПП. Он размещен на картере сцепления и находится в контакте с двигателем. Картер наполовину заполняется маслом, что помогает снизить нагрузку на шестерни при трении.

Задача синхронизаторов – обеспечение плавного сцепления шестеренок, что позволяет проводить переключение передач без ударов и рывков.

Механизм переключения оснащен рычагом, выведенным в салон транспортного средства. Именно это устройство позволяет управлять всей КПП.

Валы необходимы для обеспечения вращения в картере и могут иметь разное количество шестеренок. Разные типы коробок имеют разное количество валов.

Все виды коробок передач: классификация

Различают несколько видов КПП автомобилей. Классификацию, как правило, проводят по следующим критериям:

  • способ передачи мощности («механика», вариатор, планетарные устройства, гидромеханика, с соосными валами);
  • число валов (два, три, многовальные);
  • способ управления (робот, автоматизированный, ручной).

Наиболее популярны коробки передач таких видов:

  1. Механическая («механика»). Привлекает высоким коэффициентом полезного действия, компактными размерами, малым весом. По опыту огромного количества автомобилистов именно механика обеспечивает самый лучший разгон ТС при минимальном расходе топлива.
  2. Автоматическая («автомат»). Максимально простые в эксплуатации устройства, характеризующиеся увеличенным расходом топлива и снижением скорости переключения передач. Но их простота и понятность сполна окупают недостатки.
  3. Роботизированная. Представляют собой гибрид механики и автомата. Такие устройства весьма похожи на механические КПП, но при этом управление их работой производится электронным способом.
  4. Бесступенчатая («вариатор»). Это новинка в автомире, уже успевшая получить собственных поклонников. Привлекает отсутствием передач как таковых. Переключение происходит плавно, без привычных всем ступеней.

Коробка передач авто «механика»: конструкция

МКПП подразумевает ручное управление процессом переключения передач. Водителю необходимо постоянно воздействовать на рычаг для изменения ступени скоростей движения. По количеству ступеней различают несколько видов «механики». Наибольшее распространение и популярность получили пятиступенчатые модели.

Классификацию МКПП проводят и по числу внутренних валов. В этом случае можно выделить 2 группы устройств – двухвальные и трехвальные. Первые широко используются на легковых авто с передним приводом. Вторые – на тяжелых транспортных средствах и авто с любым типом привода.

«Роботы»: чем привлекают такие устройства на автомобилях?

Особенности работы «робота» схожи с МКПП, но некоторые элементы в процессе переключения усовершенствованы (например, используются актуаторы). С АКПП «роботов» сближает расположение сцепления в самом корпусе КПП.

Конструкция роботизированной коробки включает один ведущий вала с полой внутренней частью, благодаря которой происходит крепление еще одного вала. Правление устройством обеспечивается за счет сервоприводов. Они могут быть основаны на гидравлике или электрическими. Датчики двигателя подключены к микропроцессору, управляющему всей работой устройства.

«Автомат»: особенности конструкции

Что такое КПП в машине с «автоматом»? Устройство может быть собрано на базе гидротрансформатора или электроники, а также – быть предназначенным для эксплуатации на разных приводах. Конструкция АКПП обеспечивает возможность управлять автомобилем без постоянного ручного воздействия на рычаг. Переключение производится автоматически.

Какую коробку передач выбрать?

Во многом принимать решение стоит исходя из собственных предпочтений и навыков. Как говорят бывалые водители, начинать осваивать вождение лучше с «механики». Только так можно подробно и в деталях понять, как работает коробка передач и «прочувствовать» авто. Современные автоматические и роботизированные коробки не уступают в качестве и надежности классической МКПП – так что выбор за вами.

Оставьте заявку и мы с Вами свяжемся

Нажимая кнопку «Отправить», я даю своё согласие на обработку моих персональных данных на условиях и для целей, определенных политикой конфиденциальности.

Заказать звонок

Нажимая кнопку «Отправить», я даю своё согласие на обработку моих персональных данных на условиях и для целей, определенных политикой конфиденциальности.

Подобрать авто

Нажимая кнопку «Отправить», я даю своё согласие на обработку моих персональных данных на условиях и для целей, определенных политикой конфиденциальности.